Установка цементных мостов - это технологическая операция, используемая при ремонтно-изоляционных работ при бурении, заканчивании и эксплуатации нефтяных и газовых скважин.
Цементный мост - это непроницаемая для природного газа, нефти и воды перемычка внутри скважины.
Материал моста - цементная смесь.
Высота может составлять несколько десятков метров, что достаточно для надежной и непроницаемой разобщающей перемычки.
Назначение цементных мостов:
- изоляция водонапорных и непродуктивных горизонтов при испытании и ликвидации скважин;
- сохранение стабильного показателя давления воздуха в нижней части скважины;
- возвращение на вышерасположенный горизонт;
- изоляция зон поглощения или проявления;
- забуривание нового ствола;
- создание опоры для испытания пластов и секции обсадных труб;
- ликвидация каверн и желобных выработок
- проведение КРС.
Цементные мосты должны удовлетворять определенным требованиям:
- по долговечности,
- герметичности,
- прочности,
- несущей способности,
- по высоте и глубине нахождения.
Требования формируются на основе конкретных геолого-технических условий и назначения моста.
Несущая способность моста зависит от его высоты, наличия, состояния и толщины слоя глинистого раствора на колонне и фильтрационной корки на стенке скважин.
Способы установки цементных мостов:
- балансовый способ - закачивание тампонажного раствора в интервал формирования моста при уравновешивании его столбов в заливочных трубах и кольцевом пространстве;
- закачивание тампонажного раствора с применением 2х разделительных пробок;
- закачивание цементного раствора в интервал установки моста под давлением;
- с использованием разделительного пакера;
- с использованием цементировочной желонки.
При установке цементных мостов в непоглощающих скважинах, прежде всего их промывают в течении 1,5-2 циклов для выравнивания плотностей промывочной жидкости в НКТ и в затрубном пространстве.
Приготовленный объем цементного раствора закачивают в НКТ и продавливают промывочным раствором до равновесия столбов жидкости в НКТ и затрубном пространстве.
Объем продавочной жидкости определяется следующим образом: путем деления объема закачанного в НКТ цементного раствора (в литрах) на объем одного метра эксплуатационной колонны (в литрах) определяют высоту столба, которую займет цементный раствор в колонне.
Затем эту величину вычитают из общей длины спущенной в скважину НКТ.
Полученную величину умножают на объем 1 м НКТ и определяют объем продавочной жидкости.
Башмак НКТ поднимают до верхней границы устанавливаемого моста и излишки цементного раствора вымывают.
Затем НКТ поднимают на 20-30 м, скважину заполняют и ожидают затвердевание цемента.
По истечении времени ОЗЦ проверяют глубину расположения моста и его прочность посадкой НКТ, а герметичность моста - опрессовкой.
Перед установкой цементных мостов в поглощающих скважинах (приемистость более 7 м3/(чМПа)) должны быть приняты меры по ограничению поглотительной способности пластов.
Для этого используют измельченные, закупоривающие материалы с размерами частиц 5-10 мм (древесные опилки, волокно и т.д.).
В качестве жидкости-носителя применяют глинистый раствор, водоцементная суспензия и водоглинистая суспензия.
Закачивание закупоривающего материала продолжают до восстановления полной циркуляции.
После этого сразу устанавливают цементный мост.